Вечером 29 октября стало известно о задержании трех самых скандальных самарских блогеров — Дмитрия Бегуна, Натальи Умяровой и Олега Иванца. Взяли их возле местного торгового центра «Мега-Спорт» не с пустыми руками. При них нашли деньги, полученные от бизнесмена Сергея Шатило за отказ от размещения компромата. Впервые в российской истории блогеры могут получить реальный тюремный срок за вымогательство. Но, судя по материалам дела, как пишет «Коммерсант», авторов интернет-дневников могут посадить не только по уголовным, но и по политическим мотивам.
Судя по показаниям самого Бегуна, которые уже составляют больше 40 листов, в 2012 году он через руководителя аппарата губернатора Николая Еналиева, отвечавшего за связи со СМИ, познакомился с главой региона Николаем Меркушкиным. Того, как уверяет блогер, беспокоили «критические и глумливые» высказывания, размещенные в блоге и на сайте samara.ru, где Бегун также работал. Записи, которые появлялись на этих ресурсах, якобы становились поводом для критики самарского губернатора в полпредстве Приволжского федерального округа и администрации президента за неумение наладить работу с сетевым сообществом. Как рассказывают источники, близкие к следствию, осенью 2012 года в гостиничном комплексе правительства Самарской области блогеру поступило предложение наладить дружественные отношения в обмен на оплату его услуг в сумме 300 тыс. руб. в месяц. Деньги должны были передаваться на счет ИП Бегун в Кошелев-банке в период с 20-го по 30-е число каждого месяца. Плательщиком выступал некий новоульяновский завод ЖБИ. Деньги также передавались наличными с помощью доверенных лиц губернатора. Встречи с ними проходили в том же здании, и каждый раз блогера проверяли на наличие записывающих устройств. Взамен от Дмитрия Бегуна требовались полная лояльность главе Самарской области, отказ от критики и сатирических оценок его работы, запрет на негативные упоминания Республики Мордовия, которой Меркушкин руководил на протяжении 17 лет, и блокирование информации об экспансии мордовского бизнеса, включая «Мордовспиртпром» в Самарский регион. Также он занимался мониторингом политической ситуации в регионе, блокированием негативной информации о губернаторе в местных СМИ, работой с экспертным сообществом по продвижению положительного образа губернатора и размещению жесткой критики его противников.
Список врагов у губернатора, судя по данным следствия, оказался довольно обширный. К числу противников, исходя из показаний Дмитрия Бегуна, относились глава «Роснефти» Игорь Сечин, бывший губернатор областиВладимир Артяков, а также замглавы администрации президента Вячеслав Володин, глава «Ростеха» Сергей Чемезов, министр спорта Виталий Мутко и министр спорта области Александр Шляхтин, который считается его креатурой, глава «Роснано» Анатолий Чубайс.
Например, Вячеслава Володина, отношения с которым были сформулированы как сложные, запрещалось жестко критиковать, допуская грубые высказывания, однако «нельзя было оставлять в покое». Оценки, высказанные им относительно ситуации в регионе, следовало интерпретировать в пользу губернатора, отмечая, что его вводят в заблуждение противники Меркушкина. Посты против Вячеслава Володина снимались по первому требованию заказчика. Игорь Сечин стал предметом губернаторского интереса из-за масштабного присутствия в регионе подразделений «Роснефти». Губернатору якобы не нравилось такое положение, и он хотел открыть рынок для компаний из Башкирии и Татарстана, однако наткнулся на противодействие со стороны структур «Роснефти». Требовалось от блогеров будировать вопросы по качеству топлива на заправках «Роснефти» и запускать темы, связанные с необходимостью альтернативных поставщиков. Возникали и курьезы: когда в блоге Бегуна появился пост «Сечин берега попутал», основанный на откровенно фейковой новости о высказываниях главы «Роснефти» по отношению к Рамзану Кадырову, его немедленно потребовали снять. Блогер снял.
Глава «Ростеха» Сергей Чемезов не нравился губернатору своими отношениями с его предшественником, и основной посыл сводился к утрате контроля со стороны главы госкомпании над подчиненными и выходцами из компании, которые занимали крупные посты в правительстве области. Один из них — вице-губернатор Алексей Бендусов.
От Виталия Мутко губернатор якобы хотел добиться получения подрядов на строительство инфраструктуры к чемпионату мира по футболу для мордовских компаний. Самарские подрядчики, как следовало из указаний к блогам на эту тему, умеют только воровать, кидать, но никак не строить. И так подробно, по каждому персонажу, почти полсотни листов с указанием дат, целей и задач и способов их выполнения.
При этом официально комментировать историю блогеров практически все допрошенные отказываются. Так, уполномоченный по правам человека в Самарской области Ольга Гальцова в беседе с корреспондентом журнала «Власть» заметила, что губернатор Самарской области не имеет никакого отношения к публикациям Дмитрия Бегуна: «Бегун дискредитировал деятельность многих чиновников и бизнесменов, что многих возмущало. Считаю, что его публикации нанесли лично мне моральный вред. Эти клеветнические материалы — это не свобода слова, а распущенность и разнузданность журналиста, который не дорожит своей репутацией. То, что он про меня писал, не имеет никакого отношения к профессиональной деятельности, это просто домыслы».
Ольга Гальцова уверена, что история с самарскими блогерами никак не отразится на репутации губернатора Самарской области. «Если Бегун может оклеветать стольких людей, то почему он не может оклеветать и губернатора в своих показаниях? Как на репутацию губернатора могут повлиять слухи? Репутация страдает, когда есть факты. Он нелицеприятно в последнее время отзывался и о губернаторе, писал про него на унизительном уровне, основываясь на эмоциях, а не на фактах. Его публикации никак не повлияли на репутацию бизнесменов и чиновников, потому что все понимают, что то, что написано у Бегуна, нельзя принимать за чистую монету»,— резюмировала Ольга Гальцова.
Президент Федерации дзюдо Самарской области, депутат совета районных депутатов Красноглинского района Иван Мотынга также полагает, «что расследование по „делу самарских блогеров“ никак не повлияет на репутацию губернатора региона». «Кто такие блогеры и кто такой губернатор? Блогеры в большинстве своем пишут, используя непроверенную информацию. Лично у меня на такие вещи иммунитет»,— заявил Иван Мотынга.