ООО «Алхим», тольяттинский производитель и поставщик сульфата алюминия, одного из самых эффективных очистителей воды в мире, продолжает находиться в осадном положении. Мы неоднократно писали о том, что в последние годы с подачи недобросовестных конкурентов «Алхим» был подвергнут беспрецедентному количеству проверок со стороны всевозможных надзорных структур — Ростехнадзора, Роспотребнадзора, МЧС, прокуратуры, инспекции труда, Росприроднадзора и т.д. .. И это несмотря на то, что вследствие известных событий на Украине в 2022 году ООО было включено в перечень организаций, привлекаемых к выполнению мобилизационных заданий для обеспечения государственных потребностей Самарской области и нужд населения г.о. Тольятти. Тем самым власти признали выпускаемую предприятием продукцию стратегически важной.
По мнению работников «Алхима», серьезную роль в попытке устранить тольяттинское предприятие с рынка коагулянтов стала играть прокуратура Центрального района. В связи с чем у них возникли сомнения в ее беспристрастности.
По распоряжению районного прокурора Рамиса Сабирзянова из уголовного дела, возбужденного Центральным МСО СУ СК РФ по Самарской области по факту халатности в отношении должностных лиц Средне-Поволжского управления Ростехнадзора (далее СПУР – прим. ред.), материалы в отношении ООО «Алхим» были выделены в отдельное производство.
Самое интересное, что указанные материалы выделены из уголовного дела, возбужденного в отношении должностных лиц СПУР, которое, в свою очередь, было выделено из уголовного дела в отношении того же ООО «Алхим». Это что же тогда получается — возбудили дело, потом выделили из дела еще дело, а потом из выделенного дела выделяется еще одно дело в отношении того же лица, в отношении которого первично оно и было возбуждено? Следует особо отметить, что производство по делу, возбужденное в отношении ООО «Алхим», было уже рассмотрено судом.
«По моим сведениям, выделенный материал направлен в ОВД Центрального района г. Тольятти для возбуждения уголовного дела уже в отношении нашего предприятия по статье 171 УК РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии, — сообщал директор ООО «Алхим» Олег Плотников в открытом письме.
При этом, какие могут в данном случае быть признаки статьи 171 УК РФ в действиях ООО «Алхим», если общество осуществляло и осуществляет свою деятельность в соответствии с выданными обществу лицензиями в 2010 и 2015 годах?
В такой ситуации по надуманным основаниям для возбуждения уголовного дела может привести к вполне реальным, негативным последствиям для общества.
Предполагаю, что за этим последует арест имущества и расчётного счета общества в качестве обеспечительных мер, что означает фактическую остановку работы предприятия».
Остается надеяться, что компетентные органы разберутся в сложившейся ситуации и по указанным материалам будет принято законное и обоснованное решение.
В свою очередь, руководство общества начало предпринимать определенные шаги, которые позволили бы, используя законные механизмы, уменьшить количество опасного вещества, находящегося на эксплуатируемых объектах.
При проведении «Алхимом» соответствующих мероприятий эксплуатируемые ими ОПО (категория «Опасные производственные объекты») либо подлежали исключению из соответствующего реестра, либо объектам были бы понижены классы опасности.
В этой связи вполне логичным шагом выглядит стремление «Алхима» как можно скорее выполнить данные мероприятия, что позволило бы обществу, как предприятию относящегося к субъекту малого предпринимательства, снизить бремя проверок со стороны государственных органов.
Так, на территории «Алхима», точнее, на площадке участка по производству сульфата алюминия, были проведены определенные работы, чтобы она больше не подпадала под IV класс опасности (опасные производственные объекты низкой опасности). Вся документация, с подтверждающими выполнение материалами, была подготовлена и направлена в СПУР. Соответствующие мероприятия «Алхим» провел и в отношении другого объекта II класса опасности (опасные производственные объекты высокой опасности), на котором проектными решениями более чем в три раза было снижено количество опасного вещества, что позволяет перевести этот объект в другой, более низкий, класс опасности (III класс — опасные производственные объекты средней опасности).
Кроме того, дабы дать исчерпывающую информацию о проводимых обществом мероприятиях и о подготовке документов по исключению ОПО из Реестра и внесению соответствующих изменений в Реестр, а также задать и получить ответы на возникшие вопросы, в ноябре состоялось совещание руководства «Алхима» с исполняющим обязанности руководителя СПУР Владимиром Пономаревым.
«Исходя из доклада общества о проводимых мероприятиях, а также подготавливаемых документах для исключения ОПО из Реестра и понижения класса опасности, Владимир Николаевич, сделал вывод о том, что не видит препятствий для подачи в СПУР соответствующих документов, предусмотренных законодательством», — сообщил агентству источник, знакомый с ситуацией.
Но не тут-то было. 14 декабря произошло событие со скандальным окрасом, о котором активно писали СМИ – на основании судебного постановления на пост руководителя СПУР вернулась Ирина Панфилова, уволенная 18 июля 2022 года в связи с истечением срока служебного контракта.
Отметим, что о причинах увольнения чиновницы в прессе тоже было написано немало.
«Возвращение Ирины Панфиловой в кресло руководителя СПУР чревато дестабилизацией его работы — такой вывод можно сделать из ряда сведений о специфике кадровой политики чиновницы, — предрекала газета «Самарское обозрение» . – В 2021 году возглавляемое Панфиловой Управление стало лидером по количеству служебных проверок, обогнав по этому показателю все остальные подразделения. Следствием стала и большая текучесть кадров, и конфликты с выходом на центральный аппарат и в суды, что вряд ли могло способствовать нормальной работе управления в 2019—2022 годах».
По информации издания, в прошлом году СПУР провело 129 служебных проверок. Это очень большой показатель, если учесть, что фактическая численность сотрудников — 231 человек. То есть, под проверки попал каждый второй сотрудник, что совершенно нехарактерно для других территорий, следует из данных управления государственной службы и кадров РТН. Количество наложенных взысканий за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей также заметно отличалось от большинства других территорий — 95.
Налицо административный стиль руководства со стороны Панфиловой в отношении своих же сотрудников, вместо надлежащей организации их работы и выполнения прямых задач, стоящих перед СПУР.
Выяснилось, что отставке Панфиловой предшествовало несколько служебных проверок со стороны центрального аппарата Ростехнадзора. Как поясняло агентство ТЛТправда, основаниями для проведения служебных проверок стали многочисленные жалобы со стороны поднадзорных организаций на местное управление Ростехнадзора и Панфилову по поводу исполнения ими своих обязанностей, большое количество исков к СПУР, а также материалы, изложенные в различных жалобах на руководителя от сотрудников Управления о нарушениях своих прав в ходе служебной деятельности.
«Проверки длились около года и завершились наложением на Панфилову ряда дисциплинарных взысканий. Согласно выводам центрального аппарата Ростехнадзора, нарушения Панфиловой носят системный характер, ею должным образом не обеспечены организация, координация и контроль за деятельностью СПУ. В результате Панфилова получила замечания, выговоры и предупреждение о неполном соответствии занимаемой должности», — говорилось в публикации.
Журналисты вспомнили и про «наезды» госпожи Панфиловой на ООО «Алхим».
В июле 2021 года на тольяттинском предприятии случился инцидент, в результате которого произошла разгерметизация емкости с серной кислотой.
СПУР провело на предприятии серию внеплановых проверок и выдало предписание об устранении многочисленных нарушений. Ведомство потребовало остановить предприятие. С июля 2021 года по май 2022 года в ООО «Алхим» прошло аж 9 проверочных мероприятий, по их итогам состоялось более 60 судебных заседаний, которые фактически парализовали работу предприятия. В ООО «Алхим» при этом отрицали обоснованность проверок, считали обеспечительные меры несоразмерными тяжести нарушений. Кроме того, как утверждали на заводе, большинство замечаний было оперативно устранено.
Такая активность ведомства, как подметили СМИ, совпала с действиями прямого конкурента «Алхима» – московского ОАО «Аурат» Степана Гетманцева. Эта компания тоже занимается производством коагулянта для очистки воды, и тольяттинское предприятие стояло у москвичей поперек горла. Так или иначе, нападки на «Алхим» могли объясняться нечистой конкурентной борьбой с целью закрытия или рейдерского захвата тольяттинского предприятия.
В некоторых СМИ тогда появились публикации о том, что различные органы проверяют «Алхим» по наводкам конкурента, и что в Тольятти Ирина Панфилова «запомнилась в том числе благодаря тому, что ее ведомство буквально «закошмарило» одно из местных промышленных предприятий», засыпая его предписаниями и исками все три года своей работы.
Итак, 14 декабря Ирина Панфилова возвращается в начальственное кресло. А уже 20 декабря директору ООО «Алхим» из СПУР поступило «Уведомление об отказе в исключении ОПО из Реестра» (юридических лиц, деятельность которых соответствует IV классу опасности – прим. ред. Несмотря на то что, напомним, «Алхим» предоставил в Управление Ростехнадзора исчерпывающие документы, предусмотренные законодательством РФ, для исключении ОПО из Реестра.
Следует полагать, что «Алхим» не согласится с выводами государственного органа и будет оспаривать его решение в суде.
Уведомление было подписано не самой Панфиловой. Однако в «Алхиме» не сомневаются, что за отказом в исключении ОПО из Реестра стоит именно она.
Если это действительно так, то со стороны решение Ирины Валерьевны выглядит странным, нелогичным. Ведь в случае исключения одного ОПО и понижения класса опасности у другого ОПО исчезают основания для осуществления ежегодных проверок ООО «Алхим» СПУР, при этом плановые проверки будут проводиться не чаще, чем один раза в три года. То есть, одной головной болью становится меньше. Ведь конкуренты наверняка продолжат бомбардировать ее ведомство доносами на тольяттинское предприятие. Хочешь – не хочешь, а реагировать, то есть, проверять, придется.
Хотя подавляющее большинство из нескончаемой вереницы проверок оборачиваются пшиком, пустой тратой времени. За примерами далеко ходить не надо. Совсем недавно, 20 декабря, Арбитражный суд Самарской признал незаконными сразу два предписания, составленные Управлением Ростехнадзора в отношении «Алхима».
«Обязать Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по вступлению суда в законную силу устранить нарушения прав и законных интересов ООО «Алхим», — сказано в одном из таких решений.
Тогда в чем же дело? Не хотелось бы думать, что Ирину Панфилову двигало чувство банальной мести, а также в действиях есть какая-то связь с распоряжениями районного прокурора Рамиса Сабирзянова по возбуждению уголовного дела. Хотя вышеописанные события заставляют внимательнее отнестись к подобному предположению...
Документы по понижению класса опасности объекта еще не рассмотрены, но следует полагать, что СПУР со свойственной ему «любовью» к «Алхиму» напишет аналогичный отказ. Что вновь повлечет за собой нескончаемые судебные заседания.