Как говорилось в первой части нашего повествования, наиболее достоверным источником информации о «стоянии Марины» является уникальная газетная статья. Называется она «Зуевские были». Ее мельком показали в программе «Прямой эфир. Окаменелая комсомолка. Чудеса под грифом «секретно». К сожалению, название издания упомянуто не было. Велика вероятность, что про Марину Курбатову написали в православной газете «Благовест». Автором материала указана Татьяна Трубина, которая работала именно в это газете, а так же занималась расследованием «стояния Зои». Что самое главное: через 66 лет, в 1998 году, ей удалось разыскать живую Марину Курбатову и ее старшую сестру, свидетеля «стояния»!
Татьяна Трубина пишет:
«Не скрою, одолевали сомнения: удастся ли разыскать эту женщину по прошествии стольких лет? Да и слишком это было бы неожиданно, может быть, даже сенсационно. Известный случай «стояния» Зои Куйбышевской произошел гораздо позднее – в 1956 году, однако в истории остались лишь показания косвенных свидетелей да еще подтверждения архивных документов, обнаруженных уже после «перестройки». В нашем же случае, спустя почти 66 лет после описанных событий, поначалу казалось почти бессмысленным рассчитывать на что-то большее. И все-таки…
Невероятно, но факт. В начале февраля мы, сотрудники редакции, беседовали с 81-летней Мариной Ильиничной Курбатовой, жительницей г. Тольятти. А еще с ее родной старшей сестрой – 87-летней Марией Ильиничной Папиной, очевидцем событий, произошедших в Зуевке.
Марина Ильинична мало рассказывает о случившемся с ней. Видно, что она волнуется, ведь не ожидали сестры таких гостей, не думали, о чем пойдет речь. Но на заданный вопрос отвечает утвердительно: «Да, это было со мной».
Совсем не помнит Марина Ильинична, что происходило с ней во время более чем полугодового «стояния». Но, наверное, иначе и не должно быть: простоять столько месяцев в оцепенении и находиться в сознании – вряд ли такое может выдержать человеческий разум.
«А вот после этого я 17 дней болела, — уже немного оправившись от волнения, рассказала Марина Курбатова. – С головой было плохо». Было с ней тогда что-то вроде помутнения рассудка.
И в последующей жизни Марине Ильиничне часто нездоровилось, постоянно мучили головные боли. Она так и не создала свою семью. А последние годы живет вместе с сестрой.
Старшая сестра Мария Ильинична, несмотря на возраст, помнит многие подробности «стояния Маришки». Все это происходило на ее глазах. И почти все детали ее рассказа совпадают с тем, о чем говорила Мария Михайловна Бортникова (героиня предыдущей газетной статьи на тему зуевского суда – прим. «Опер Ньюс»). За исключением одной. Мария Ильинична утверждает, что никакого материнского проклятия, якобы послужившего причиной Маришкиного «стояния», не было. Хотя и возник такой слух на селе.
— Так говорили, но это неправда. Это зря, — считает Мария Ильинична Папина.
— Что же тогда стало причиной необыкновенного явления? – не могу не поинтересоваться я.
— Мы так думаем, что кто-то порчу навел. Ей это «сделали»…
Подозрений ни на кого конкретно у Курбатовых не было.
(Возможно, дочери по-христиански не хотят помнить зла. Но мы все же считаем более вероятным, что причиной Маришкиного «стояния» послужило материнское проклятье. А к жизни ее вернула сила материнского раскаяния. К тому же о проклятии мамы говорили не посторонние люди, а тоже родственники – ред.).
В дополнение к повествованию М.М. Бортниковой Мария Ильинична рассказывает, как родители связывали «стоявшую» Маришку (по-другому с ней было не управиться) и возили в больницу. Там несчастной пытались дать какую-то таблетку, но так и не сумели открыть рот и разжать зубы. В результате медики развели руками. Медицина ничем не могла помочь…
— Мы все думали, что она умрет, — продолжает Мария Ильинична. – Выжила только святыми молитвами.
Младшая сестра в знак согласия кивает головой…
Дорогие Марина и Мария Ильиничны! Позади у вас долгая трудная жизнь. Пусть последний ее отрезок не будет омрачен ничем. Покойной вам старости!
А нам остается добавить лишь несколько слов. В жизни каждого может наступить время неизбежных сомнений, колебаний и маловерия. Вспомните в такой час о теперь уже доказанном факте: в 1932 году в самарском селе Зуевка «стояла» окаменевшая девочка…»
От себя напоследок отметим, что, несмотря на одолевавшие хвори, Марина Ильинична прожила долгую жизнь. По информации «Опер Ньюс», она скончалась в 2003 году.